Говорят, что большую роль в чувстве идентичности народа играет его история. И это нельзя понять, пока ты не столкнешься с этой историей, не прочувствуешь ее, не ощутишь на себе ее значение.
Человек живет своей жизнью, редко задумываясь о своей идентичности, истоках души. И состояние суеты воспринимается нормальным. Но столкновение с историческими событиями, которые резонируют с коллективной памятью общности, к которой принадлежит человек, будто бы включает в его душе какие-то лампочки, которые до этого не горели. Как-будто начинают наполняться какие-то пустые доселе сосуды. И наполняясь, они делают человека сильнее. Тебя как часть этого народа.
Нельзя понять, кто ты, ощутить принадлежность к чему-то большему, пока ты не изучишь свою историю.
Наша история, как, наверное, любая другая история, полна глубоко трагизма, тяжелых страниц. Но мало какой народ сталкивался с подобными драматическими моментами в истории, с которыми столкнулся советский народ в период Великой Отечественной Войны.
Жизнь, она происходит не только с тобой, она есть и была и с другими людьми, и в другое время. И понятно, как люди могут не уметь чувствовать других людей. Кажется, что ты чувствуешь, но это не так. И только начав чувствовать, понимаешь, что до этого совсем не чувствовал.
События трагической книги Васильева «В списках не значился» трудно воспринимать, не чувствуя, а, чувствуя воспринимать их тяжелее вдвойне. Но заглатывая жадно ее страницы, понимаешь, что есть русский народ. Понимаешь, чем жили наши родители, бабушки и дедушки, к каким идеалам влекло их государство. И эти идеалы были куда выше тех, что владеют сейчас умами современных людей. И становится тяжело и больно от того, каким стало наше общество, многие представители которого забыли свое прошлое. И неважно, сделано это неосознанно с чужой помощью, или люди сами не хотят идентифицировать себя со своим прошлым. Результат один — человек без корней слаб морально, духовно. Такой человек легко расшатывается, меняет свои взгляды и принципы, живет чем-то низменным.
«В списках не значился», однозначно, к прочтению!
Борис Васильев. В списках не значился. Рецензия на книгу.
Добавить комментарий