Наибольшее впечатление на зрителя производит хронометраж режиссерской версии “Лиги справедливости”.
Как следует из некоторых данных о фильме, почерпнутых из бездонного Интернета, изначально предполагалось разделить “Лигу справедливости Зака Снайдера” на серии и сделать мини-сериал. Эта идея кажется разумной, ведь сидеть без движения четыре часа – это то еще удовольствие. Единственное, что в ней смущает – разделение фильма на части привело бы к тому, что зритель выбивался бы из атмосферы фильма и таким образом смазывал себе общее впечатление. Также стоит учитывать, что фильм, кажется, рассчитывался изначально для показа на онлайн-площадках, где зритель может поставить фильм на паузу.
Таким образом, вроде бы и проблема продолжительности фильма решается.
Предвкушая просмотр режиссерской версии какого-либо фильма зритель ожидает, что ему покажут больше, чем было в оригинальной версии. В фильме появятся дополнительные сцены, дополнительная информация. Этого ожидает зритель.
Но “Лига справедливости Зака Снайдера” отличается от типичных режиссерских версий.
Сложно вспомнить хотя бы один пример, когда оригинальная (слово тут даже неподходящее) версия фильма насколько сильно отличается от режиссерской.
Версия фильма 2017 года, которая, по всей видимости, является версией выпускающей студии, больше похожа на “халтуру”. В сравнении с версией Зака Снайдера первая версия является крайне поверхностной. Кажется, что сценарий резали нещадно, оставляя одну из десяти запланированных сцен. Эдакий тяп-ляп в сфере кинопроизводства.
Авторская версия Зака Снайдера удлинилась больше, чем в два раза. Появилось много новых сцен. А большинство из тех сцен, которые остались в фильме из оригинальной версии, пересняты, переработаны и смонтированы так, что их смысл полностью изменяется. В общем, при просмотре режиссерской версии возникает ощущение, что это совершенно другой фильм.
Заметно, что если Снайдер хотел воплотить в фильме свои творческие идеи, то у создателей версии семнадцатого года цели, скорее всего, были иные. Кажется, что им необходимо было наполнить фильм штампами, отражающими коньюнктурные политические и либеральные идеи, отработать бюджет. Может быть, это следствие того самого “халтурного” подхода. Может быть, это следствие того, что у фильма было слишком много начальников. Тут не причина важна, а результат.
Ощущение такое, что создателей версии семнадцатого года сам фильм интересовал мало. В отличие от него “Лига справедливости Зака Снайдера” воспринимается как зрелое и полноценное кино. Не возникает вопросов к сюжету. Хронометраж фильма позволил режиссеру снять не просто фильм, а целую киноэпопею. Фильм получился глубоким и драматичным.
Коряво и затянуто выглядит начало фильма, переполненное неуместной и сомнительной компьютерной графикой. Зритель не понимает, что ему показывают и усугубляет все то, что это “нечто” ему показывают довольно долго. Далее же события развиваются достаточно динамично. Провалов в фильме нет. И это удивительно, учитывая (опять же) его продолжительность.
В режиссерской версии фильма убраны все моменты, вызывающие внутреннее передергивание зрителя. Это и клишированные глупости, и либеральные отсылки, сделанные в угоду определенных групп заинтересованных лиц, это и нелепое изображение какого-то советского города с очевидной отсылкой к Чернобылю. Столь чванливое высокомерное пренебрежение деталями Зак Снайдер в свою версию фильма не взял. Также он отказался от попытки развлечь зрителя второсортными шутками и нелепыми сценами. Снайдера интересует качество и глубина, а не погоня за прибылью и рутинная штамповка очередного блокбастера.
Удивительное преображение произошло к главным антагонистом фильма – Степным Волком. Его костюм выполнен куда более профессионально и со смыслом. Острые чешуйки делают его образ куда более выразительным и динамичным. “Живая” броня притягивает взгляд и пугает зрителя, а сам образ антигероя имеет теперь ареол непобедимости. Это, кажется, именно то, что было необходимо режиссеру. В первой версии фильма образ Степного Волка совершенно неубедителен, сер и слишком невыразителен: полный провал.
Снайдер раскрывает истории всех участников новой команды Бэтмена, тем самым наполняя их поведение дополнительными смыслами, раскрывает зрителю персонажей. В результате зритель знакомиться с ними и начинает им сопереживать. Это именно те детали, которые отсутствовали в первой версии фильма и делали его абсолютно плоским и неинтересными. Успешное погружение зрителя в мир героев, внимание к деталями и отличает хорошее кино от плохого. Именно это позволяет превратить набор двигающихся картинок на экране в фильм.
И здесь надо отметить визуальную часть “Лиги справедливости” и многих других современных фильмов. Обилие компьютерной графики делает визуальную часть довольно посредственной. Зритель уже привык к этому. Компьютерная графика в современных фильмах стала выглядеть так, как выглядят компьютерные игры. Из-за этого фильмы, в которых компьютерная графика преобладает над натурными съемками, не воспринимаются зрителем как нечто реальное, не возникает никакой эмпатии: просто еще один набор компьютерных сцен.
Реализация на экране бегущего “Флеша”, по всей видимости, стала серьезным вызовом для команды создателей. Для придания динамизма они используют искрящиеся молнии. Но в совокупности с медленными движениями самого “Флеша” на фоне стремительно проносящегося окружающего фона все это выглядит не слишком стройно и цельно. Больше похоже на не вполне удачные способы съемок в автомобилях из фильмов середины прошлого века. Тогда было принято актерам сидеть в стоящем в студии авто, а на фоне ставился экран, на который транслировалось изображение двигающейся улицы. Вот там тоже нет цельности кадра. Но тогда это было вызвано техническими ограничениями. Здесь же, по всей видимости, авторам просто не хватило или фантазии, или времени для того, чтобы найти более достойный изобразительный прием.
“Лига справедливости” не лишена пафоса. Одна только сцена первого появления на экране “Чудо-женщины” чего стоит. Кроме улыбки, подобное ничего вызвать не может. А как забавно меняется голос Бэтмена в зависимости от сцен: то в нем полно баса, когда момент драматический, то он говорит обычным голосом Бена Афлека, когда это лирическая и спокойная сцена. С другой стороны, это ведь фильм о супергероях – без пафоса здесь обойтись невозможно. Да и нет у молодой аудитории такого большого желания и житейских навыков – разбираться во всех этих нюансах. Так что не стоит требовать от фильма того, чего в нем и быть не должно.
Ну и в завершении немного про саму концепцию супергероев. Кажется, что это очень похоже на новую псевдорелигию. Истоки подобной популярности, можно сказать, “веры”, уходят в сформированную веками привычку людей поклоняться богам. Успех подобной концепции и почитание кумиров напоминает нам о том, что человечество не так уж далеко продвинулось в вопросах религии. Обществу по-прежнему нужны боги для поклонения. Другое дело, что если традиционные религии многими воспринимаются как архаизмы, то супергерои – это боги современной эпохи. И эти стремления народа успешно используются киноиндустрией в качестве бизнеса. В данном же конкретном случае удалось еще и реализовать творческие идеи режиссера на радость фанатов.
Лига справедливости Зака Снайдера. Рецензия на фильм.
Добавить комментарий